Коммуникативно-направленные игры на уроках английского языка в начальных классах (игры для развития устной речи младших школьников)
В эти игры желательно играть на всех этапах обучения, поскольку они помогают и закреплению нововведенных лексических единиц, и, что очень важно, не дают «выпасти» из активного словаря ребенка словам и выражениям, и особенно грамматическим структурам, языковым образцам, усвоенным раньше, не говоря уже об упражнении произношения и преодоление несмелости относительно высказывания на английском языке.
«ЗВЕРИ ИГРАЮТ В МЯЧ»
Цель игры — закрепление лексических единиц, грамматической структуры «І am а...», развитие речи.
Дети садятся в круг на стульях. Каждый ребенок становится каким-то зверьком или птицей: мышкой, львом, мишкой, голубем, вороной и т.д. Ведущий высоко подбрасывает мяч (волан, платочек) и выкрикивает название животных или птицу. Теперь нужно быстро откликнуться и успеть подхватить мяч до того, как он коснётся пола. Поймав мяч, ребенок называет себя и приветствуется языком своего персонажа. Дальше он может или возвратить мяч ведущему, или сам стать ведущим.
Пример: Ведущий выкрикивает: «A tiger!». Ребенок, который подхватил мяч, называет себя: «І am a tiger!» и приветствуется: «R-r-r-r-r».
«ВЫПОЛНИ ПРОСЬБУ»
Цель — введение и закрепление лексических единиц, грамматической структуры повелительного наклонения, развитие речи.
Дети сидят по кругу. Ведущий вызывает детей поочередно и на английском языке просит выполнить какое-то действие, например, притронуться к подоконнику, принести зеленую книжку, попрыгать на одной ноге, поднять правую руку к левому уху и т.д. Ребенок должен выполнить его. Если он сделал все правильно, получает фант. Если же не понял, тогда кто-то другой, по желанию, делает попытку выполнить эту просьбу.
Вначале ведущий помогает детям понять его просьбу разнообразными жестами, мимикой, пантомимой. На следующем этапе ведущий лишь высказывает просьбу, уже без подсказывания. Ребенок, который в конце собрал больше всего фантов, получает своеобразный приз: он может трижды попросить кого-нибудь из присутствующих выполнить любую его просьбу, которую он сможет высказать на английском языке.
На заключительном этапе ведущий может умышленно говорить то, что не отвечает его жестам, например, указывая на окно, просить: «Please, go to the door»(«Пожалуйста, иди к двери»).
«СВЕТОФОР»
Игра развивает умение формировать утвердительные и отрицательные ответы на вопрос и воспринимать английский язык на слух.
У ведущего находятся карточки, на которых изображены, например, мальчик, девочка, мужчина, женщина, собака, муха. У каждого из участников игры два кружочка — зеленого и красного цвета.
Ведущий показывает одну из карточек, на которой изображена, например, девочка, и говорит какое-то утвердительное предложение, завершая его вопросом, возможно ли это. Участник игры, который слушает, поднимает зеленый кружочек, если соглашается с ответом и считает, что такое является возможным. И поднимает красный кружочек, если считает такое утверждение невозможно. После демонстрации кружочка игрок высказывает свое согласие или несогласие.
Пример:
Ведущий (показывает картинку с изображением мальчика):
This is a boy. He is a schoolboy.
Is it possible?
Участник (поднимает зеленый кружочек): Yes, it’s possible.
Ведущий: Не wears a dress. Is it possible?
Участник (поднимает красный кружочек): It isn’t possible. Boys don’t wear dresses.
Ведущий (показывает картинку с изображением собаки): This is a dog. The dog eats meat.
Is it possible?
Участник (поднимает зеленый кружочек): Yes, it’s possible.
Ведущий: The dog can fly. Участник (поднимает красный кружочек): It isn’t possible. Dogs cannot fly.
И т.д.
«ОТГАДАЙ СТРАНИЦУ»
Эта игра поможет закрепить порядковые и количественные числительные.
Необходимо, чтобы у вас под рукой были книжки и журналы разной толщины. На начальных этапах это могут быть тонкие детские книжки до 12 страниц, а дальше - каждый раз большие по объему.
Вы берете любую книжку (или журнал) и, показав ее участникам игры, спрашиваете, сколько в ней страниц. Участники игры по очереди называют цифры. Побеждает тот, кто первым угадает.
Пример:
Ведущий:
Look at this book and try to guess how many pages it contains.
(Посмотрите на эту книжку и попробуйте отгадать, сколько в ней страниц)
Игроки: Ведущий:
Forty-three. No, much more.
(43) (Hет, значительно больше.)
Eighty. No, less than that.
(80) (Hет, меньше.)
Sixty-six. No, but very close to it.
(66) (Hет, но очень близко к этому.)
Sixty-four. Exactly. You’re perfectly right.
(64) (Точно, ты полностью прав.)
Второй вариант игры предусматривает отгадывание порядкового номера страницы, на которой ведущий открывает книжку.
«ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»
Игра предназначена для закрепления порядковых числительных от 1 до 12 и названий месяцев.
Для игры нужны два игральные кубика. Участники садятся вокруг стола. Ведущий или участник, на которого указала считалка, бросает кубики. Сосед по часовой стрелке, соответственно тому, сколько выпало на кубиках, должен быстро назвать порядковый номер месяца и его название.
Например, выпало 2 и 1. Следует сказать: «The third month. It is March».
За правильный ответ начисляется балл и передается ход. Если игрок ошибся, он пропускает ход, а вместо него его делает следующий участник.
Игру можно модифицировать в такую, когда следует назвать «дату», которая выпала на кубиках. Например, если выпало 2 и 6, то следует назвать: «It is the second of June».
«ПРЯТКИ»
Цель игры — развитие устной речи.
На столе разложен набор предметов, названия которых хорошо известны ребенку и для простейшего описания которых он имеет достаточный лексический запас.
Скажите, что сейчас эти предметы будут играть с нами в прятки.
Итак, для примера, на столе может находиться следующее: мячик (наполовину желтый и наполовину зеленый), синий карандаш, красная ручка, коричневая круглая пуговица, ложка и т.п.
Ребенок подходит к столу и внимательно рассматривает предметы. После этого вы накрываете их чем-то. Ребенок отворачивается или выходит из комнаты, а вы тем временем забираете один предмет со стола и прячете. Например, вы запрятали мячик. Когда ребенок возвращается, вы предлагаете ему отгадать, какой именно предмет запрятался. Чтобы легче было это сделать, он может поставить столько вопросов об этом предмете, сколько будет считать нужным, а вы ответите на них.
Пример:
Is it big? (Yes.)
Is it soft? (No.)
Is it hard? (Not very hard.)
Is it red? (No.)
Is it yellow? (Yes.)
Can it draw? (No.)
Can it jump? (Yes.) и т.п.
После того как ребенок назвал предмет, вы показываете его, чтобы убедиться, действительно ли именно эта вещь отсутствовала на столе. Если ребенок отгадал, предмет достается ему, и наступает его очередь «прятать». Если же нет, то этот предмет снова оказывается на столе, но «прячет» уже другой игрок.
Игру можно усложнить прятанием отгадываемого предмета в комнате. Тогда, отгадав его, игрок продолжает спрашивать о местонахождении, например, мячика, стараясь как можно быстрее найти его. Вы же отвечаете так, как в детской игре «Горячо». Итак,
Is the ball under the bed? (Cold.)
Is the ball under the desk? (Warm.)
Is it near the door? (Hot.)
Is it in the basket? (Yes.)
«ОТГАДАЙ»
Цель игры — развитие умения ставить простейшие вопросы.
Дети находятся в комнате, где вокруг них есть много предметов, которые стоят, лежат, запрятанные.
Один из участников игры выходит. Те, которые остались, загадывают что-нибудь из того, что находится в комнате. Это могут быть отдельные предметы, части интерьера, кто-то из присутствующих участников.
Ставя вопрос, нужно как можно быстрее отгадать, что именно загадали дети. Вопросы могут касаться размера, цвета, действия, которое может выполнять загаданная вещь или лицо, или что можно делать с ней. Пример:
Is this thing big? No, it isn’t big.
(Эта вещь большая?) (Нет, она небольшая.)
Is it red? Yes, it’s red.
(Она красная?) (Да, красная.)
Can I write with it? Yes, you can.
(Могу я писать ею?) (Да, можешь.)
«В КАКОМ МЕСЯЦЕ Я РОДИЛСЯ?»
Игра будет полезна для развития умения вести рассказ в настоящем и прошедшем времени: а также воспринимать английский язык на слух.
Содержание игры заключается в том, что ведущий (или один из участников игры, на которого укажет считалка; всеми доступными ему языковыми средствами старается описать месяц, в котором родился он сам или кто-то из его родственников или друзей. Другие участники слушают и определяют по описанию как называется этот месяц. Кто первый отгадает, получает приз. Награду может получить и тот, кому наивыразительнее удастся описать загаданный месяц.
Описание в настоящем времени должно начинаться словами: «І have my birthday, when... («Не has his birthday, when...»), а в прошедшем — словами: «I was born, when...» («She was born, when...»).
Пример:
«I have my birthday, when the weather is very hot. The sun shines brightly. The sky is clear and blue. There are no clouds in the sky. Children do not go to school. Many people have their holidays. They go to the sea. In this month our country celebrates the Day of Independence. Some of my friends already buy new handbooks, textbooks and notebooks. They are going to school soon».
(«It is August».)
Сперва в эту игру можно играть в упрощенном варианте, в котором следует отгадать пору года, когда родился загаданный человек.
«ОТГАДАЙ ПРОФЕССИЮ ИЛИ ЗАНЯТИЕ»
Каждый из участников игры избирает себе какую-то профессию. Задача - как можно больше рассказать о ней, используя все известные слова, словосочетания, грамматические структуры. Слушатели должны отгадать, которая это профессия. Кто сделает это как можно быстрее, получает 5 баллов. У кого сумма баллов будет наибольшей — тот выиграет.
На пример, описание профессии может быть такой:
«I get up at half past seven. I wash, brush my teeth, have breakfast and leave for work. I take a big bag with me. In my bag there are twelve exercise-books, a textbook, a dictionary and a red pencil. I come into a room. There are seven girls and five boys in the room. When I am entering the room they are saying: «Guten Morgen». What am I?»
Ответ: «You are a German teacher» или «You are a foreign language teacher».
«КТО ЭТО?»
Приготовьте фотографии людей (их можно вырезать из старых журналов) разных по возрасту, полу, с какими-то характерными внешними признаками (рост, полнота, цвет волос, глаз и т.п.). Разложите их на столе, прибавив к каждой фотографии имя того, кто на ней изображен (настоящее или выдуманное). Ведущий (или один из участников) описывает человека, изображенного на одной из фотографий. Задача - слушая описание, назвать его имя или указать соответствующую фотографию. Кто это сделает быстрее, получает 3 балла. Кто же поспешит и назовет имя другого человека, получает -3 балла. Тот, кто правильно и исчерпывающе опишет задуманного им человека по фотографии, получает 5 баллов. Выиграет тот, кто наберет больше всех баллов.
Пример:
«This is a person with a thin body. The legs are long. The arms are long. This person is tall, not very young and not very old. This person has long black hair, an oval face with small eyes and a long nose».
Ответ: «This is Jane».
«СОСТАВЬ РАССКАЗ И ПРОИЛЛЮСТРИРУЙ ЕГО»
Цель игры — развитие речи и умение моделировать предложение.
Нужен набор карточек со словами, чистая бумага и принадлежности для рисования.
Скажите ребенку, что сейчас он может попробовать побыть и писателем, и художником одновременно. В группе можно предложить провести конкурс на наилучшую иллюстрацию к рассказу.
Разложите перед ребенком карточки со словами. Из них он должен составить короткий рассказ и нарисовать к нему иллюстрацию.
Используйте лишь уже хорошо известные детям слова, а также учитывайте ее возможность использовать лишь определенные, хорошо усвоенные им грамматические структуры. Например, дается такой набор слов: flower (цветок), bee (пчела), puppy (щеночек), to fly (летать), to jump (прыгать), to sit (сидеть), on (на),near (возле).
Рассказ может быть таким: «This is a flower. The Bee is sitting on the flower. The Puppy is standing near the flower. They are talking.
Puppy: Who is there on the flower?
Bee: I’m Bee. And you?
Puppy: I’m Puppy. What can you do?
Bee: I can fly. And you?
Puppy: I can jump. I can jump over this flower. And you?
Bee: I can’t jump but I can fly and I can fly over this flower.
Проиллюстрировать этот рассказ можно, например, как на рисунке.
Сперва следует давать детям слова для очень простеньких рассказов, а со временем усложнять задачу. Дети могут прибавлять к предложенным словам другие, известные им, чтобы рассказ вышел целостным по смыслу. Содержание может быть и целиком реальным, и целиком фантастическим.
«СНЕЖНЫЙ КОМ»
Первый игрок произносит короткое предложение, которое состоит из 3-4 слов, например, «I like autumn». Второй должен повторить его и прибавить к нему свое, например: «Autumn, is a beautiful season». Следующие игроки по очереди делают то же самое. Тот, кто не может по памяти восстановить все предложения, выбывает из игры.
Можно играть, начиная с одного слова или с одной буквы.
Можно играть, используя разрезную азбуку и составляя «поезд» из слов.